Ситуация:
Стороны заключили договор поставки, в котором указали, что по истечении 5 дней после готовности товара к выборке наступает платное хранение, но при этом поставщик еще 10 дней с момента готовности товара обеспечивает хранение. Может ли при таких условиях поставщик после истечения срока хранения товара в 10 дней удержать сумму договорной стоимости за товар в качестве компенсации убытков , связанных с хранением и реализацией товара?
Решение:
Если покупатель надлежащим образом не исполнил свои обязательства по принятию товара, поставщик вправе потребовать от покупателя возмещения убытков в размере понесенных им расходов на хранение товара. Взыскать убытки, возникшие в связи с невыборкой товара, можно в общем порядке на основании ст. 15, п. 1 ст. 393 ГК РФ.
Например, реальным ущербом поставщика может быть сумма, которую он потратил на хранение товара, не вывезенного покупателем. То есть указанные расходы поставщика являются прямыми убытками (реальным ущербом), поскольку представляют собой фактически понесенные по вине покупателя расходы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 N 17АП-8800/2020-ГК по делу N А60-29561/2019).
Если товар находится у поставщика (то есть не утилизирован), но он его не может реализовать, поскольку, в частности, срок его годности ограничен, то поставщик вправе потребовать от покупателя полной договорной стоимости товара в виде возмещения убытков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2017 N Ф05-4472/2016 по делу N А40-105789/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 305-ЭС17-9613 отказано в передаче дела N А40-105789/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Документы КонсультантПлюс:
- {Готовое решение: Как поставщику взыскать убытки с покупателя, нарушившего условия договора поставки (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}}
- {Вопрос: Вправе ли поставщик не возвращать аванс и требовать оплаты доставки и хранения груза, если он отгрузил товар в срок, а покупатель уклонился от получения и после направил претензию с требованием вернуть аванс и уплатить неустойку? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}}
| Актуально на 02.06.2025
При оценке ситуации на другую дату требуется дополнительный анализ вопроса и просмотр цитируемых материалов. |
