В какие сроки необходимо обратиться в суд с иском о возврате денег за товар с существенными недостатками? До истечения срока гарантии или иные сроки?
Ответ:
По общему правилу потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) товара требования по его недостаткам, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
Гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец обязаны удовлетворить установленные требования потребителя, в частности, об обмене товара или возврате уплаченных за него денег, безвозмездном устранении недостатков товара (работы) (п. 6 ст. 5, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования данной категории споров необязательно. Исключения установлены для отдельных случаев. Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Предъявление требования продавцу (изготовителю) товара означает обращение с претензией. В суд иск может быть заявлен и по истечении гарантийного срока, если продавец отказал в удовлетворении требований потребителя. Примеры судебной практики представлены в подборке материалов.