Ваш Консультант
Линия консультаций
В какой момент возникает обязанность оплатить товар, который изначально был некачественный?

Ситуация:

Между двумя юридическими лицами заключен договор поставки товара. Товар оказался ненадлежащего качества. Составлен акт. Покупатель направил поставщику требование об устранении недостатка товара. Не дожидаясь устранения недостатков, покупатель заключил договор с третьим лицом на устранение этих недостатков. Далее покупатель потребовал от поставщика возместить расходы на устранение недостатков. Поставщик согласился, но в меньшем размере, предъявив встречное требование за просрочку оплаты товара. Поставщик считает, что оплата товара наступает с первоначальной даты поставки. Покупатель считает, что оплатить товар необходимо с даты заключения договора с третьим лицом.
В какой момент возникает обязанность оплатить товар, который изначально был некачественный, а в дальнейшем устранение недостатков поручено третьему лицу?

Решение:

Обязанность оплатить товар возникает в момент, установленный договором. В статье 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 ГК РФ).

Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (пункт 1 статьи 518 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

А по вопросу какую сумму должен оплатить заказчик при получении товара ненадлежащего качества, существует две позиции судов. Согласно первой позиции: покупатель вправе отказаться от полной оплаты товара ненадлежащего качества, предварительно не предъявляя продавцу требования о замене товара или устранении его недостатков (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 N 5050/13 по делу N А60-19668/2012). . В приведенном Постановлении суд отказал поставщику в иске о взыскании задолженности за переданный товар, так как размер понесенных покупателем убытков в связи с устранением недостатков товара сопоставим с суммой недоплаты.

Согласно второй позиции: в случае поставки товаров ненадлежащего качества покупатель вправе отказаться от оплаты товара только в части, эквивалентной размеру выявленных недостатков (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2014 N Ф09-13194/12 по делу N А07-8387/12).

Документы КонсультантПлюс:


ООО ИЦ «Ваш Консультант»
426073, г. Ижевск, ул. Молодежная, 111, оф. 403/3
горячая линия: 8 (3412) 77-61-11
e-mail: hotline@izhcons.ru
Политика конфиденциальности

Поиск на сайте