Распространяются ли обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», на должностных лиц Акционерных обществ. Должно ли было АО дать гражданину ответ на обращение в установленный ФЗ срок (30 дней)? Осуществляет ли Акционерное общество публично-значимые функции в данной ситуации? Какими положениями законодательства руководствуется АО при рассмотрении обращений граждан?
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Таким образом, субъектами, осуществляющими рассмотрение обращений, являются не все юридические лица, организации, а лишь те из них, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и они их осуществляют.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Следовательно, по законодательству фиксированные сроки для письменного ответа на заявления граждан установлены для государственных органов, органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. В отношении иных организаций, в том числе, коммерческих, индивидуальных предпринимателей требования к срокам ответа на обращение отсутствуют.
Федеральный законодатель не раскрывает содержание категории «осуществление публично значимых функций». Более того, в Законе N 59-ФЗ не содержатся нормы о том, каким образом происходит возложение осуществления публично значимых функций на конкретную организацию.
На практике отнесение тех или иных организаций к организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций и соответственно распространяются положения Закона N 59-ФЗ, в частности, обязанность давать ответ на обращение в установленный срок, относится к усмотрению правоприменителя.
КС РФ ориентирует на то, что публично значимые функции могут возлагаться на учреждения и предприятия, иные организации, обеспечивающие осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования.
Например, из Постановления Сахалинского областного суда от 05.08.2015 по делу N 4а-260/2015 следует, что заявитель является структурным подразделением акционерного общества, являющегося субъектом естественных монополий по поставке электроэнергии, в отношении которого в силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляется государственный контроль и государственное регулирование тарифов. Деятельность заявителя, равно как и деятельность акционерного общества в целом, по реализации электрической энергии носит публично значимый характер, в связи с чем в отношении его применяются положения Закона N 59-ФЗ.
Так, в Постановлении Нижегородского областного суда по делу N 4а-618/2016 сделан вывод, что ОАО «Домоуправляющая компания Канавинского района» является коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли; ОАО «Домоуправляющая компания Канавинского района» не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не является государственным (муниципальным) учреждением, не является организацией, осуществляющей публично значимые функции, а потому положения Федерального закона N 59-ФЗ на него не распространяются.
Считаем, что публично значимые функции в рамках реализации Закона N 59-ФЗ могут осуществлять не все организации, а лишь те из них, которые отдельным нормативным правовым актом (например, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ) или распорядительным актом органа государственной власти или местного самоуправления наделены публично значимой функцией, то есть той компетенцией, которая необходима для осуществления (выполнения) функций и полномочий указанного органа, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными (муниципальными) программами.