Для кого (для каких случаев): Для случаев переезда и смены налогового органа.
Сила документа: Постановление арбитражного суда округа.
Схема ситуации: Общество приняло решение о смене местонахождения с Вологодской области на Санкт-Петербург и, как полагается по закону, уведомило об этом регистрирующий орган. Многие знают, чем это чревато. Да-да, назначением выездной налоговой проверки.
Прошло 3 месяца организационных мероприятий, и, когда к переезду всё было готово, Общество, буквально затаив дыхание, подало документы для постановки на учет по новому адресу. И… за четыре часа до снятия с учета получило по ТКС решение о назначении выездной проверки из налогового органа, с которым мысленно уже распрощалось.
Подробнее:
ФНС, рассмотрев жалобу на действия подчиненных, никакого «криминала» в них не нашла. Ну что ж, дальше только суд.
Все три инстанции признали действия налоговиков неправомерными, а само решение о проведении выездной налоговой проверки — недействительным.
УФНС настаивала, что решение о проверке вынесено и направлено в адрес Общества в момент, когда оно ещё состояло на учете в МИФНС по Вологодской области (20.04.2023 в 13 час. 04 мин. 20 сек), а запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ по снятию с учета в налоговом органе внесена после направления данного решения (20.04.2023 в 16 час. 56 мин. 09 сек.). Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения в дату и время, указанные в регистрационной записи ЕГРЮЛ.
Ход судейской мысли: 1) Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. 2) Пунктом 2 ст. 54 ГК РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. 3) В соответствии с п. 1 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. 4) Согласно п. 4 ст. 5 Закона о регистрации для каждой записи, указывается дата ее внесения в ЕГРЮЛ. 5) Датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 9 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 29.12.2020 N 329н). 6) День внесения записи об изменении адреса организации в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в соответствующем налоговом органе. Применяемая методика электронного ведения ЕГРЮЛ предполагает автоматическое внесение в реестр сведений о регистрации изменений с 00 час. 00 мин. соответствующей даты вне зависимости от конкретного времени регистрации этих изменений в течение этих суток.
Возможность одновременного нахождения одной и той же организации на учете в двух налоговых органах в течение одного дня в зависимости от конкретного времени внесения изменений в ЕГРЮЛ не соответствует приведенным нормам права. Таким образом, вынесение налоговым органом по предыдущему адресу регистрации Общества решения о проведении выездной налоговой проверки в тот же день, противоречит закону и нарушает права налогоплательщика!
Выводы и возможные проблемы: Назначение предыдущим налоговым органом проверки в день снятия с регистрационного учета в связи с переездом неправомерно. В этот день налогоплательщик уже фактически стоит на учете в новом налоговом органе вне зависимости от того, в котором часу соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ. А вот днём раньше назначить проверку по старому адресу, увы, имеют право. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «изменение местонахождения выездная проверка».
Цена вопроса: Проведение/непроведение ВНП.
Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2024 N Ф07-8067/2024 ПО ДЕЛУ N А13-11821/2023