Ваш Консультант
Линия консультаций
Ответ недели: Как оспорить незаконное начисление коммуналки?

Получили квитанцию на оплату коммунальных услуг. Считаем, что нам неверно произведено начисление. Как оспорить незаконное начисление коммуналки?

Ответ:

Есть несколько способов оспорить незаконное начисление коммуналки.

Первый – обратиться исполнителю коммунальных услуг, исполнителем может быть управляющая компания, ТСЖ и пр.

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила), если исполнитель жилищно-коммунальных услуг неправильно начислил плату за такие услуги, он должен уплатить штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить.

При поступлении обращения собственника жилого помещения или нежилого помещения в многоквартирном доме, или нанимателя по договору социального найма или договору найма жилого помещения с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

— о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате штрафа (полностью или частично);

— об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Штраф уплачивается не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от указанных лиц о выплате штрафа путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме (ч. 7 ст. 157 ЖК РФ, п. 155 (2) Правил). Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой (п. 155 (2) Правил).

Если на Ваше заявление исполнитель коммунальных услуг не ответил или ответил отказом, Вы вправе обратиться в жилищную инспекцию. На основании статей 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации контрольно-надзорные полномочия в отношении корректности начисления платы за коммунальные услуги потребителям в конкретных помещениях многоквартирных домов и жилых домах закреплены за региональными органами государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Жилищная инспекция проведет проверку правильности начисления платы за коммунальные услуги и может обязать управляющую организацию произвести перерасчет начисленных сумм.

Также Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и перерасчете платы за жилое помещение и ЖКУ .

Управляющую организацию обяжут произвести перерасчет с большей долей вероятности, если Собственник (Наниматель) докажет:

  • право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (выпиской из реестра, договорами (купли-продажи, дарения, мены, передачи, социального найма, коммерческого найма), свидетельством о праве на наследство и т.п.)
  • наличие договорных отношений по управлению многоквартирным домом (договором, дополнительными соглашениями, решениями общих собраний собственников и т.п.)
  • любое из следующих обстоятельств:
    • незаконность включения Управляющей организацией в платежные документы отдельных платежей (решением общего собрания собственников, решением собрания членов ЖСК, уведомлением о задолженности, дополнительным счетом, единым платежным документом и т.п.)
    • свое отсутствие в жилом помещении в спорный период (подтверждающими документами о нахождении в командировке, больнице, проживании в другом месте и т.п.)
    • незаконность начисления суммы отдельных платежей в связи с неправильным применением тарифов (уведомлением о задолженности, дополнительным счетом, единым платежным документом и т.п.)
    • непредоставление коммунальной услуги в спорный период или предоставление услуги ненадлежащего качества (актами, данными приборов учета и т.п.)
  • отсутствие задолженности по платежам за жилое помещение и ЖКУ (оплаченными квитанциями, выписками по счету, чеками-ордерами, актами снятия контрольных показаний приборов учета и т.п.)

Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя жилищно-коммунальных услуг за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если факт нарушения прав потребителя нашел в суде полное подтверждение, то имеются основания для компенсации морального вреда. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости жилищно-коммунальных услуг или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Документы КонсультантПлюс:


ООО ИЦ «Ваш Консультант»
426073, г. Ижевск, ул. Молодежная, 111, оф. 403/3
горячая линия: 8 (3412) 77-61-11
e-mail: hotline@izhcons.ru
Политика конфиденциальности

Поиск на сайте