Для кого (для каких случаев): Для случаем заключения договоров с самозанятыми.
Сила документа: Постановление Арбитражного суда округа.
Схема ситуации: Налоговая инспекция «камералила» расчеты Общества по страховым взносам и НДФЛ и недосчиталась 10 млн. рублей. Как всегда, налоговикам не понравились договоры с самозанятыми. Общество занималось грузоперевозками, имея в штате всего 6 водителей, а всю основную работу выполняли 115 «НПД-шников». Ну как тут не придраться? Все понятно, Общество понудило физлиц зарегистрироваться самозанятыми, дабы не платить с их дохода НДФЛ и страховые взносы. Оно и в договорах прямо прописано – обязательно наличие у исполнителя статуса плательщика НПД. Договоры со всеми самозанятыми – типовые, заключались на год с последующей пролонгацией, выплаты по ним систематические. Кроме того, Общество предоставляло самозанятым свой транспорт, «заморачивалось» с предрейсовыми медосмотрами и инструктажом. Видели, знаем, нас не проведешь.
Подробнее:
Общество, потерпев неудачу в вышестоящем налоговом органе, обратилось в суд. В первую очередь, суд стал проверять договоры на наличие признаков трудовых отношений и установил, что в договорах не предусмотрено место работы, не установлена продолжительность рабочего дня (смены), нет никаких социальных гарантий типа больничных, отпусков, времени отдыха, обеда и др. Нет и должностных инструкций. В договорах – только требования к качеству оказываемых услуг в виде соблюдения ПДД, содержанию транспорта в чистом виде и оформлению документов.
Идем дальше. Из договоров видно, что сумма вознаграждения не зависит от квалификации и опыта водителя, но зависит от количества отработанных часов. То есть, размер вознаграждения не фиксированный, и его выплата осуществлялась не 2 раза в месяц (что свойственно трудовым договорам), а раз в месяц и вообще не регулярно — по результатам составления акта выполненных работ. Нормы продолжительности рабочего времени не соблюдались. Но самое интересное, периодичность и длительность выполнения перевозок самозанятыми лицами, а также порядок их оплаты определялся не Обществом, а его заказчиками. С учетов всех вышеперечисленных обстоятельств суд не обнаружил признаков трудовых отношений в сотрудничестве Общества с самозанятыми.
На обвинения ИФНС во включении в договоры условия о наличии у исполнителя статуса плательщика НПД Общество пояснило, что никого не понуждало. Самозанятые зарегистрировались сами по себе, и объяснили это желанием сохранить право на индексацию пенсий. Мы, конечно, могли принять в штат больше работников, но объем перевозок нестабилен. А что касается медосмотров и обеспечения автомобилями, так это не запрещается, и вообще положительно влияет на качество грузоперевозок.
Тогда налоговая пустила в ход свой последний козырь. Да у вас «зарплатный» проект в банке! Вы ж на счета самозанятых в рамках этого проекта вознаграждение перечисляете. На что Общество ответило, что таким образом экономит комиссию. Как говорится, «Иногда сигара – это просто сигара. И ничего, кроме сигары» (с). В общем, суд посчитал претензии ИФНС необоснованными.
Выводы и возможные проблемы: Как видим, грамотно составленный гражданско-правовой договор с самозанятым позволит избежать переквалификации в трудовые отношения и доначислений НДФЛ и взносов. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «договоры с самозанятыми».
Цена вопроса: 10 млн. рублей.
Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2024 N Ф09-4169/24 ПО ДЕЛУ N А76-18712/2023